Pithamagan

Впервые в жизни посмотрела от и до индийский фильм. Выбирала по отзывам что-то заведомо странное и даже пугающее, и не прогадала.

Называется “Сын бога”, режиссер Бала, 2003 г.

images.jpg

История начинается с того, что на индийское кладбище приходит беременная женщина. Она рожает и умирает, а ребенка воспитывает местный крематор. Для него этот ребенок - сын бога, Шивы то есть. Мальчик вырастает здоровенным бугаем. О живых людях он не знает почти ничего. Старый крематор умирает, и Читтан отправляется в ближайшее село. Первая треть фильма проходит в постоянных драках. Читтана в рецензиях сравнивают с диким зверем, но он скорее социальный мертвец, и дерется он страшно, как мертвец.

Он неправильно реагирует на боль. Для обычного человека боль - это сигнал перестать делать то, что тебе ее причиняет. Отдернуться, остановиться, сбежать. Читтан чувствует боль, это видно, но не откликается на нее. Пытки его не ломают, болевые приемы не останавливают. Точно также не реагирует он и на боль противника. У него в драке нет табу, этикета, представления о достойных и недостойных приемах.

Его ответ на агрессию - самый короткий и всегда максимальный. Толкнули - кинь противника в стену головой - продолжай есть - подбегают еще двое - ломаешь руку, рвешь рот - спокойно садишься. И так далее. Но если ему в руку попадает оружие, он его отбрасывает, он им не владеет. Он не знает, что есть полиция, с которой драться опасно, и не знает, что нельзя бить слабых. Увы, попадись ему под руку ребенок или старушка, он бы и их прибил. Конечно, если бы они напали первыми.

И тогда становится понятно, что Читтан страшен, неадекватен, но при этом странно безобиден. Более того, его тянет к людям. Стоит проявить к нему хоть немного сочувствия, и он начинает ходить за таким человеком. Ходить и смотреть, а что делать дальше со своей симпатией он тоже не знает.

Не только особенности Читтана делают эту историю драмой, но и особенности места, в котором он оказался. Это глухая деревня. Кстати, по российский меркам там нереально много жителей, так что приходилось себе каждый раз напоминать, что это не ПГТ, а просто в Индии масштабы другие. Куда девать в деревне такого дурачка. Его пристраивают на плантацию конопли, так, подай, принеси, наруби. Читтан удобен, он не умеет говорить. Вернее, он умеет только рычать или петь поминальные молитвы, но это если кого-то сожгут.

И, наконец, Читтан встречает друга. Шакти - мелкий мошенник. Мне лично не нравятся такие люди. Как многие профессиональные преступники он обладает своеобразным этическим кодексом, который позволяет ему быть безжалостным к жертвам своего жульничества, но проявлять благородство и самопожертвование к отношениях с другими людьми, которых он по каким-то причинам выделяет. Вообще, в нем есть все, чего не хватает Читтану. Он болтает, поет, смеется и рыдает, легко сходится с людьми, он разбирается в статусах и интригах, он умеет быть деликатным, может соблазнять и угрожать, он ловок, гибок в отношениях. Что в нем находит Читтан, понятно. Но вот что Шакти привлекло в Читтане? Это не похоже на жалость или самолюбование, мол, вон я какой добренький. Кажется, он действительно к нему привязывается. Может, ему нравится прямота, доверчивость, отсутствие второго дна, неспособность к манипулированию - то, чего нет у Шакти?

Вторая треть фильма романтическая. Читтан изменяется. Шакти учит его улыбаться, кататься на велосипеде, они ходят в кино, пьют в кабаке, а потом Читтан трогательно кормит опьяневшего Шакти рисом, чтобы тот не засыпал на пустой желудок. Дружба, почти любовь. Впрочем, в этой части развивается и вполне классическая любовная линия - Шакти обманул студентку, а потом начал за ней ухаживать. Есть, конечно, в относительном смысле, пара и у Читтана. Женщина, которая за ним присматривает, пожалуй, самый нормальный, адекватный человек из четверки. Интересно, что она первая делает что-то хорошее для Читтана, но она же первая и приходит от него в ужас в критический момент. Девушка Шакти выглядит несколько ненормальной, все ее чувства очень легко переходят в аффект: злость в припадок, симпатия в страсть, горе в транс - если Читтан кажется аутичным, то она уже, по-моему, в пограничном спектре.

В третьей части фильма сложная структура разрушается. Но виноватых нет. Каждый выполняет свой долг. Полиция разыскивает наркодиллеров, мафия оберегает свои тайны, друзья вступаются за друзей, влюбленные страдают из-за утраты возлюбленных… А Читтан как будто бы был лишней шестеренкой в этом механизме, которой временно удалось полежать в тихом углу, но вот механизм подхватил ее, понес, затащил в центр, другие детали стали на нее натыкаться - и взрыв разнес по сторонам острые пружины и осколки. Но ни механизм, ни шестеренка не виноваты. Вот кто только положил ее туда - уж не бог ли. И если это бог, то явно не из добрых, в том числе и к свои детям. Самым страшным моментом в фильме для меня была попытка Читтана принести труп убийцы девушке убитого, и их взгляды в этот момент, его - вдруг самый живой, и ее - совершенно мертвый.

Кстати, Шакти - тоже сирота, и тоже не известно, чей сын.

Добавлю еще несколько слов о том, о чем, наверное, положено говорить в обзорах на индийское кино. Есть ли там танцы. Есть, один, он объясняется сюжетом. Песни? Там есть саундтрек, в том числе и с песнями. Неправдоподобие, переигрывающие актеры? Сперва актеры и правда кажутся экзальтированными. Потом я заметила, как все персонажи тактильны. Они постоянно трогают друг друга. Объятия, поцелуи, тычки, затрещины… И  я подумала, возможно, дело не в традициях кинематографа, а в культуре самой Индии. В фильме есть занятный момент. Адвокат наркобарона приходит к Шакти с выгодным предложением. Тот издевается над адвокатом и больно дергает его за волосы. Адвокат возвращается к наркобарону с неудачей. Жена мафиози пинает адвоката ногой, так что тот падает, рассыпав бумаги. Он кричит: “Шакти обидел меня, но хотя бы сделал это достойно! А ты! Как так можно было вообще меня обидеть? Уйду от вас, буду торговать пирожками”. И становтся понятно, что во всех этих прикосновениях, ударах, объятиях есть своя система, своя иерархия. В общем-то как и в обществе более сдержанных людей есть негласные правила, когда можно, а когда нельзя, скажем, повысить голос на полтона или даже позволить себе махнуть рукой. Ощущение нереалистичности быстро пропадает. Кстати, об экзотике. Довольно интересно одеваются мужчины. Майка, рубашка, пиджак, ботинки, носки, труселя какие-нибудь банальные в клетку - и юбка. Ну, вернее даже просто кусок ткани, обмотанный вокруг бедер. Иногда, когда надо бегать или лазать, его привычным жестом подворачивают за пояс. Мне в том числе из-за этих голых мужских ног, из-за стиля драк не раз вспомнились “Семь самураев” и тот герой, самурай, который был, на самом деле, деревенским. К тому же, представь Читтана в доспехах и с мечом - и готовый жутковатый герой древности, мстительное полубожество, действующее по принципу “на сдачу - сразу убивай”. Представь Читтана в более благополучной обстановке, где-то на богатом западе, в семье, и был бы, может, скованный и неловкий, но вполне адаптированный работник и член общества.

Это видео, где все хорошо.

Трекбек

Ссылка для трекбека:
http://freakimi.ru/wp-trackback.php?p=996

Обсуждение закрыто.