Каждый сам за себя

В 2006 году я написала пост, неожиданно собравший довольно много комментариев. Там был вопрос, кого бы вы спасли первым делом с тонущего корабля. На запись отреагировали в сообществе чайлдфри. Развернулся спор о том, кто из людей ценнее и нужнее. Но мало подвергал сомнению то, что с тонущих кораблей, по умолчанию, спасают детей и женщин, как к этому ни относись, а капитаны и команда благородно спасаются последними.

Мне попалась работа, в которой утверждается обратное.

Шведские авторы утверждают, что мнение будто женщины и дети имеют преимущества и чаще спасаются в морских катастрофах, это миф, связанный, вероятно, с историей гибели Титаника. Но эта история была исключением. Капитан Титаника пригрозил застрелить тех, кто мешает женщинам и детям занимать спасательные шлюпки (вероятно, зная, что на всех их не хватит). И он погиб вместе с кораблем.

Исследователи изучили 18 крупных кораблекрушений, случившихся за последние 300 лет с кораблями разных стран. Для начала выяснилось, что капитаны и команда спасались чаще, чем пассажиры. Затем, что из 15000 людей, погибших в этих 18 случаях, спаслись только 17,8% женщин, а мужчин спаслось 34,5%. Это в целом, а конкретно в трех случаях, например, погибли вообще все женщины.

Наверняка, вам стало интересно, почему только 18 кораблекрушений, вдруг выборка повлияла на результат. Вот текст исследования, можно посмотреть аргументы авторов.

Мне были более интересны сами кораблекрушения. Перескажу немного.

1. Английский фрегат Биркенхед. 1852 год. Из 556 человек погибло 365, и все они были мужчинами. 7 женщин и 13 детей спаслись.

0_8b61d_4f835253_l.jpg

Корабль перевозил английских военных в Южную Африку и наскочил на не обозначенную на карте подводную скалу. Старший офицер приказал солдатам построиться и пропустить немногочисленных женщин и детей первыми (было ясно, что шлюпок на всех не хватит). Солдаты держали строй, пока корабль не затонул, а потом попытались добраться до берега вплавь. До него было 1,5-2 мили, а в воде акулы. Считается, что именно эта благородная история дала начало правилу “женщины и дети - первыми”. Крушению Биркенхеда посвящались картины, стихи, даже пиво. Подробнее на русском можно прочитать здесь: http://babs71.livejournal.com/561002.html

2. Американский пассажирский пароход Арктик, 1854. 268 человек, погибло 62 женщины (все  до единой), 165 мужчин (около 80%).

27_ss_arctic.jpg

Столкнулся в тумане с французским пароходом Веста. Капитан до последнего пытался спасти женщин и детей, которых ни пассажиры, ни часть команды не пускала к шлюпкам. Паникующие люди разобрали все плавсредства, причем из-за давки спускали их на воду так, что погубили еще часть народу. Когда оставшимся на борту женщинам и детям стали раздавать спасательные круги, корабль, наконец, ушел на дно, и все погибли. До берега было около 20 миль, а температура воды около 7 градусов. Подробнее здесь: http://www.geoglobus.ru/info/review16/hist_sea_117.php

3. Американский колесный пароход Голден Гэйт, 1862 г. 378 человек, погибло 28 женщин (64% женщин) и 156 мужчин (50%).

2004-d03-168.jpg

Эта история известна, в основном, благодаря тому, что вместе с кораблем затонул груз золота, который позже нашли. Но утонувшим было от того не легче. На корабле начался пожар, капитан сумел довести корабль почти до самого берега, и вода была теплой, но огонь уничтожил часть шлюпок, к тому же обрушилась верхняя палуба.

4. Английский клипер Нортфлит, 1873. 367 человек на борту,  погибло 74 женщины (96%) и 213 мужчин (73%).

north.jpg

Ночью стоявший на якоре пассажирский корабль на полном ходу протаранил испанский пароход Мурильо. Нортфлит затонул за полчаса. Капитан пытался обеспечить спасение женщин и детей и даже прострелил ногу человеку, нарушившему его приказ. Ему удалось таким образом спасти свою жену, но шлюпок не хватало и времени было мало. Часть пассажиров спаслась благодаря большей физической силе: они взобрались на мачты, и их подобрали спасатели с других кораблей. “Едва была отдана команда спустить две кормовые шлюпки с женщинами и детьми, как в них сверху по талям бросились, как обезьяны, мужчины. Их было много… Переполненные шлюпки, зачерпнув бортом, пошли на дно, и почти все, кто в них находился, погибли в ледяной воде.” Здесь подробнее: http://www.libtxt.ru/chitat/skryagin_lev/22074-Tayni_morskih_katastrof/47.html

5. Английский пассажирский пароход Атлантик, 1873. 868 человек. Погибло 235 женщин (все, несмотря на картинку), 303 мужчины (45%).

atlanticv-cur-ives2.jpg

Из-за навигационной ошибки судно наскочило на подводные камни. Шлюпки левого борта смыло ледяной водой. Люди дрались за оставшиеся, множество эмигрантов не понимали команд на английском. Корабль разломился, и корма, где находились каюты для одиноких женщин и для семей, скрылась под водой. Команде с тросами удалось добраться до берега, и некоторым людям хватило сил, держась за тросы, тоже выбраться. Подробнее: http://www.geoglobus.ru/info/review16/hist_sea_124.php

6. Английский речной экскурсионный пароход Принцесса Алиса, 1878. 837 человек. Погибло 403 женщины (88%), 294 мужчины (78%).

800px-princess_alice_collision_in_thames.jpg

Речное судоходство только кажется более безопасным.  Дело было летом, на корабле играла музыка, большинство пассажиров - женщины и дети. На обратном пути с экскурсии корабль столкнулся с угольщиком Байуэлл Касл (предполагается, что виновен был капитан Алисы). Тяжелый угольщик практически разрезал пароход пополам. Принцесса потонула за 4 минуты. В те времена мало кто умел плавать, было темно, люди барахтались в засоренной воде Темзы в своих длинных одеждах, в общем, 697 умерших. Подробнее тут - http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2541.

7. Норвежский пассажирский пароход Нордж, 1904. 795 человек. Погибло 336 женщин (90%), 299 мужчин (71%).

norge.jpg

Корабль наскочил на подводный риф. Корабль продержался на плаву около 20 минут, паника была умеренная, хотя пассажирам-иностранцам и не были понятны команды на скандинавских языках (иностранцев и спаслось меньше, в итоге). Капитану и команде более или менее удалось рассадить людей по шлюпкам. Берег и помощь были очень далеко. Так что только те, кому хватило места в шлюпках, и спаслись. Подробнее: http://www.geoglobus.ru/info/review16/h_sea_212.php

8. Америка, Титаник, 1912. 2208 человек. Погибло 130 женщин (27%) и 1366 мужчин (79%).

rms_titanic_400px.jpg

В данном случае капитан настаивал на приоритете женщин и детей. Спаслись, в основном, те, кто смог попасть в шлюпки. А из-за наклона корабля это были преимущественно пассажиры первого класса.

9. Канадский лайнер Императрица Ирландии, 1914.  1448 человек. Погибло 354 женщины (99%), 629 мужчин (60%).

empressirelandlifemagazine1914.jpg

Из-за недопонимания ситуации обоими капитанами в тумане в лайнер врезался норвежский сухогруз. Это произошло ночью, и корабль утонул минут за 14. Пассажиров спящих в нижних каютах затопило, часть шлюпок смыло. О каких-то особых попытках спасать женщин и детей не известно. Подробнее тут: http://flot.com/history/interesting/imperatritsa.htm

10. Британский лайнер Лузитания, 1915. 1958 человек. Погибло 326 женщин (63%), 864 мужчины (60%).

lusitania.jpg

Корабль был торпедирован немцами.  Он утонул очень быстро, посадка в шлюпки осложнялась тем, что он продолжал при этом двигаться, и шлюпки разбивались об него, а часть людей затянуло в водоворот от утонувшего корабля. Подробнее тут: http://www.itishistory.ru/1i/10_katasrofi_65.php

11. Итальянский лайнер Принчипесса Мафальда, 1927.  1186 человек. Погибло 68 женщин (27%) и 241 мужчина (26%).

mafalda.jpg

Корабль изначально был в плохом состоянии, далеко в море у него сломался гребной винт, образовалась пробоина. Спасательные операции были организованы скверно, пассажиры паниковали, команда, в основном, спасала сама себя.

12. Британский пароход Вестрис, 1929. 308 человек. Погибла 31 женщина (76%) и 94 мужчины (35%).

vestris.jpg

Затонул из-за ошибок в управлении. Корабль набирал воду очень долго, но капитан медлил, принимая решение. Когда, наконец, начались спасательные работы, женщин и детей старательно усадили в шлюпки. Но две из них перевернулись при спуске, а одну раздавило сорвавшейся внезапно балкой. Подробнее тут: http://heroesship.ru/britanskij-paroxod-vestris/

13. Американский лайнер Морро Касл, 1934. 542 человека. Погибло 50 женщин (25%) и 80 мужчин (23%).

morro.jpg

Капитан корабля покончил с собой. Вскоре ночью кто-то поджег судовую библиотеку. Команда и заменивший капитана старший помощник реагировали дезорганизованно. Корабль несся с большой скоростью, меняя курс, превращаясь в трубу огня. Пассажиры пытались тушить его своими силами. Спаслись, в основном, члены команды. Героем этого кораблекрушения стал радист Роджерс, который из последних сил смог передать SOS. И только через 19 лет выяснилось, что это он отравил капитана и поджег лайнер. Подробнее тут: http://heroesship.ru/amerikanskij-lajner-morro-kasl/

14. Английский морской автопаром Принцесса Виктория, 1953. Всего 179 человек. Погибла 31 женщина (все) и 104 мужчины (71%).

victoria.jpg

Во время шторма прогнулись кормовые ворота, и корабль залило водой. Корабль тонул долго, но суда, вышедшие на помощь, никак не могли его найти. Повторилась ситуация, когда в одну шлюпку посадили женщин и детей, и именно ее перевернуло волной. Остальные шлюпки толком спустить не удалось. Подробнее тут: http://www.modernlib.ru/books/muromov_igor/100_velikih_korablekrusheniy/read_37/

15. Советский пассажирский пароход Адмирал Нахимов, 1986. Всего 1243 человека. Погибла 251 женщина (37%), 172 мужчины (31%).

nahimov.jpg

В него врезался сухогруз. Корабль ушел под воду за 7 минут. Капитан успел только распорядиться покинуть корабль, а команда - сбросить несколько спасательных плотов. Тут у нас все подробно в рукипедии.

16. Эстонский паром Эстония, 1994. Всего 989 человек. Погибло 459 женщин (95%) и 393 мужчины (78%).

estship.jpg

Причиной гибели считаются плохие погодные условия и конструктивные недостатки. Холодная вода, сильный крен, многие не смогли выбраться на палубу, не удавалось спустить шлюпки, только надувные плоты. О действиях команды известно немного, помощь оказывалась, но каких-то особых предпочтений не делалось. Подробности есть в рукипедии.

17. Филиппинский корабль Принцесса звезд, 2008.  800 человек. Погибло 320 женщин (98%) и 471 мужчина (90%).

cvt54594.jpg

Вероятно, погибла из-за тайфуна. Спасатели прибыли только через 24 часа, со шлюпками и плотами были проблемы. О действиях команды мало что известно.

18. Российский теплоход Булгария, 2011. Всего 186 человек. Погибло 79 женщин (73%), 31 мужчина (40%).

rian_00932043lr_ru_in.jpg

По целому ряду причин корабль с большой скоростью затонул. По неизвестным причинам два корабля первыми проходившие мимо места крушения выжившим не помогали.

Трекбек

Ссылка для трекбека:
http://freakimi.ru/wp-trackback.php?p=827

Post a comment