Баллада о забивателе костылей

Если вы приобрели и послушали альбом Хью Лори Let Them Talk, то могли обратить внимание на песню John Henry. Вот она:

Я обратила на нее особое внимание, потом что в ней происходит нечто непонятное. Какой-то Джон Генри, у которого есть пара женщин и молоток. Джон Генри попросил водички и умер как мужчина. Что все это значит? Это о сексе? Или он убил свою женщину?

Оказалось, что Джон Генри - народный американский, и, в частности, афроамериканский герой. Нечто среднее между Стахановым (потому что подвиг его - трудовой) и героем былин (потому что так и не выяснено, кто был его реальным прототипом).

image7.jpg

Джон Генри то ли сам еще был рабом, то ли родился в семье рабов в Миссури (Вирджинии или Западной Вирджинии), в 40-е годы девятнадцатого века. Согласно текстам некоторых песен, он сразу оказался здоровяком или рос не по дням, а по часам. И еще на коленях матери получил от отца верный молот. В ранних версиях - это был инструмент для пробивания железнодорожных тоннелей, но чаще всего поют о том, что он забивал костыли.

Затем Джон Генри отправляется в горы и становится лучшим забивателем костылей. Женщины со всей округи приходили посмотреть, как работают его мускулы и послушать, как он заставляет петь и стонать холодный металл.

Но вот, однажды, к Джону Генри приходит Злой Босс. Он смеется над Джоном и сообщает ему, что заменит его паровой машиной. На что Джон Генри отвечает, мол, конечно, человек - всего лишь человек, но он готов вступить в соревнование с машиной и победит ее.

Собирается толпа народу, Джон Генри и машина двигаются все быстрее. Тут вы можете вспомнить эпизод из “Мрачного жнеца” Терри Пратчетта, где Смерть соревнуется в косьбе с комбайном. Мне кажется, Пратчетт использовал сюжет этой баллады. Люди кричат. Воздух со свистом втягивается в тоннель - это дышит молот Джона Генри. В итоге, наш герой опережает машину! (А она, как вариант, еще и взрывается).

john_henry_irons_as_steel.jpg

После этого, закинув молот на плечо, Джон Генри возвращается домой, к семье. Утром он говорит своей подруге - Полли Энн - что это первое утро, когда солнце поднимается, а он не может встать вместе с ним. И он просит ее отнести молот в горы и сказать, что он умер. На похороны собирается огромное количество народу. И когда поезда проезжают по рельсам, что укладывал Джон Генри, они замедляют ход, и люди говорят: “Здесь лежит забиватель костылей” (и в тех местах, что легенда связывает с именем Джона Генри, так действительно и поступают).

Баллада о Джоне Генри - классика блюза. Если вы наберете в каком-нибудь музыкальном поисковике John Henry mp3, то найдете массу вариантов. Мне, например, симпатичен вот этот утяжеленный вариант:

А больше всего мне нравится тюремный вариант Джонни Кэша. Прямо представляешь себе всю эту историю.

john_henry-27527.jpgНо легенда повлияла не только на музыкальную культуру. Джон Генри - прозвище одного из Терминаторов в Хрониках Сары Коннор (он там, кстати, белый и красавчик). Есть мультик о Генри и у Disney. Есть свой Джон Генри (он же Сталь, последователь Супермена) во вселенной DC. Есть книги, фильмы (например, неудачная экранизация комикса о Стали с Шакилом О’Нилом в главной роли). И, конечно, нехитрый памятник. 

А еще психологи назвали “джонгенриизмом” склонность справляться со стрессом (например, вызванным дискриминацией) с помощью все более тяжелого труда, что в итоге приводит к вредным последствиям для психического и физического здоровья трудоголика. Если вам кажется, что это ваш “диагноз”, можете оценить свое состояние с помощью специального теста-опросника (он на английском).

PS Другие мои записи о песнях

Трекбек

Ссылка для трекбека:
http://freakimi.ru/wp-trackback.php?p=55

Post a comment